Расписание: Пн. - Вс. - 09:00 - 20:00
+38 095 857 40 79

БЛОГ

Ребёнок не хочет идти в школу

Ребёнок не хочет идти в школу

В канун сентября как нельзя актуальна тема возвращения за школьные парты, и разумеется, не всегда этот процесс проходит гладко. Если вдруг ваше чадо ни с того ни с сего заявило вам, что в школу больше не пойдёт, или вдруг жалуется, что ему очень не хочется, или есть какая-то трудность, которая мешает вашему ребёнку заново адаптироваться — эта статья для вас.

На самом деле, причин может быть множество. Основные:
-проблемы в детском коллективе — ситуативные ссоры, драки и т.д.;
-сложности во взаимоотношениях с учителем (одним или несколькими?);
-проблемы с успеваемостью;
-контраст в развитии по сравнению с другими детьми (или ребенок развит лучше, и ему неинтересно со сверстниками, -или, к примеру, он младше всех, и с ним не хотят играть);
-сложная адаптация в новый коллектив (если новая школа, или переформировали класс и т.д.);
-протест перед новыми предметами и новыми учителями;
-несоответствие материального положения в детском коллективе («у всех айфон, а у меня нокия», «у всех папа на джипе -забирает, а меня бабушка на маршрутку ведет»);
-…и многое многое другое, индивидуальное, что сложно предусмотреть.

Что делать в такой ситуации? Конечно, родители растеряны. Однозначно боятся проблем с успеваемостью, конфликтов с классным руководителем, да и вообще, страшно за ребенка, что он какой-то «не такой». Все ж ходят в школу, а тут…

Важно! Не наказывать. Не бить. Не угрожать. Вы с ребенком — в одной упряжке. Ребенку сейчас нужнее всего поддержка взрослых, и адекватный стабильный родитель, держащий себя в руках. Фразы типа «не выдумывай!» или «ты ничем не лучше остальных» — тоже лучше оставить в прошлом веке. Ребенка важно выслушать, но не принуждать говорить. Лучше всего подойдет техника «активное слушание» из книги «Общаться с ребенком. Как?» Юлии Гиппенрейтер, или просто «побыть рядом», не выпытывая, а  ребенок сам захочет поделиться. Но если нет — у него есть это право, просто дайте ему понять, что вы — рядом. На манипуляции вестись не стоит, на детские истерики реагировать устойчивостью, раз за разом предлагая диалог.

Практически любой конфликт можно решить с помощью компромисса. Важно понять, где кроется суть проблемы. Она может показаться смешной — например, ребенок не хочет кушать в столовой со всеми, а его пытаются к этому приучить.

Если ситуация сложнее, можно принимать разные меры, но по отношению к внешнему миру, — пообщаться с учителем, сказавшим грубость, или договориться о переводе в другой класс, или попросить у учителя для своего ребенка эксклюзивное право выходить из класса в туалет, если понадобится.

Ни в коем случае нельзя перекладывать на ребенка непосильную для него ответственность — без поддержки идти и делать то, что «должен».

Не надо объединяться со школой против ребенка, и требовать. Таким образом проблема не решится, но еще и потеряется доверие.

И, безусловно, каждому родителю есть смысл прислушаться к себе — найти в себе что-то, что откликается из своего опыта, рассказать об этом своему малышу. Такие беседы точно формируют близкие отношения в семье, и могут дать ребенку хороший старт к решению возникших трудностей. А если чувствуете, что не справляетесь, срываетесь на крик, агрессию, — конечно, лучше обратиться за помощью к психологу.

Чем поможет психолог:
-иногда чужому человеку легче «признаться» где корень проблемы — ребенок не боится, что будет наказан;
-психолог — хороший посредник между ребенком и родителями, обстановка в семье перестанет быть такой горячей;
-у психолога ребенок будет развивать свои навыки адаптации, и сможет применить их в школе;
-с психологом можно разобрать волнующий вопрос, и получить обратную связь от авторитета, — для ребенка это фундамент уверенности в себе, когда родительский авторитет постепенно уходит с возрастом;
-психолог может помочь ребенку посмотреть на ситуацию под разными углами, безоценочно, тогда как родитель точно является заинтересованной стороной;
-побывать у психолога — поменять обстановку с домашней напряженной и школьной напряженной на располагающую к игре — -полезно, как ни крути;
-психолог может дать ту поддержку, в которой нуждается ребенок, но которую сейчас так трудно получить от родителей, когда они волнуются.

Наталия Полено, подростковый психолог

Оксана Малета

Author

view all posts

Добавить комментарий

Записаться на прием

Профессиональная психологическая помощь